- ПСЕВДОНИМ
ПСЕВДОНИ́М (от греч. pséudos вымысел, ложь и ónyma имя), подпись, которой автор заменяет свое настоящее имя. Широко распространен в литературе всех стран и эпох, особенно на Востоке. Причины появления П.: цензурные преследования, наличие однофамильцев, неблагозвучие настоящей фамилии, сословные предрассудки, боязнь провала на литературном поприще, желание сохранить инкогнито, подчеркнуть какое-либо свое качество или представить себя иным, чем в действительности (литературная маска).
Некоторые П. быстро исчезали, уступая место настоящей фамилии (В. Алов Н. В. Гоголь, Нидефак К. А. Федин); другие вытеснили настоящую фамилию, сделались постоянными литературными именами (Мольер, Вольтер, Стендаль, Новалис, М. Горький, М. А. Светлов) и даже наследуются (Т. Гайдар принял литературное имя отца). Иногда П. присоединялся к настоящей фамилии по желанию автора (А. С. Новиков-Прибой) или без его участия (М. Е. Салтыков-Щедрин).
Некоторые П. образованы из настоящих имени и фамилии автора (Ильф Илья Файнзильберг), иногда измененных (Чехонте Антон Чехов), укороченных (Грин Александр Гриневский), переведенных на другой язык (Камень Виногоров Петр Вейнберг), латинизированных или зашифрованных: посредством анаграммы (Нави Волырк Иван Крылов), цифр [2001, т. е. С. А. (согласно численному значению этих букв кириллицы) Сергей Аксаков] или ребуса (
Минаев). Своеобразными П. являются: настоящее имя автора без фамилии (Абай) или его инициалы (Л. Т., Л. Н. Т. Лев Толстой). От инициалов внешне не отличаются псевдоинициалы (П. Щ. Н. А. Мельгунов). Иногда писатель заменял лишь свое имя (Константин Симонов), иногда лишь фамилию (Иван Ле). Основой П. могли стать отчество автора (А. Серафимович), имя его матери (Машашвили А. Мирцхулава) и т. д. В качестве П. использовались фамилии реальных лиц (аллонимы), как умерших (П. Неруда), так и живых (Ив. Франко из-за цензуры подписывался фамилиями знакомых). П. может быть образован по смысловой аналогии с настоящей фамилией (Миртов П. Л. Лавров).
П. могут характеризовать автора, указывая его национальность (Леся Украинка), место рождения или жительства (Мамин-Сибиряк), общественное положение, звание, профессию (Учительница Л. Н. Сейфуллина), реже черту характера (Федр, т. е. веселый, П. Беспощадный) и т. п. Есть П., избранные с целью мистификации (см. Мистификации литературные) или маскировки так, чтобы приписать авторам несвойственные им качества: женщинам мужской пол (Жорж Санд), мужчинам женский (Клара Газуль Проспер Мериме), или другую национальность (К. Лилиеншвагер Н. А. Добролюбов), другую профессию (Пасичник Рудый Панько Гоголь), вымышленный титул (Барон Брамбеус О. И. Сенковский), вымышленные черты характера (Эмиль Кроткий Э. Герман). Среди писателей Востока распространены тахаллусы П., указывающие на основную особенность творчества или натуры автора (Навои, т. е. мелодичный, Сабир, т. е. терпеливый). С той же целью применялись в качестве П. фамилии литературных персонажей (Бельтов, Волгин Г. В. Плеханов), имена мифологических героев (Аргус), латинские слова (Мультатули, от лат. multa tuli «я много перенес»).
Некоторые П. принимались с целью вызвать у читателей определённые ассоциации и настроенность; таковы подписи, в основу которых положены явления природы (Яшен, Блискавка, т. е. молния), названия красок (Е. Багряна), растений (К. Крапива), птиц, насекомых, животных: Жаврук (белорус. жаворонок), Олена Пчилка (укр. пчела), Кот-Мурлыка (Н. П. Вагнер).
Юмористы избирали П., производящие комический эффект (Митрофан Горчица В. П. Катаев); иногда этому способствовали несоответствие между именем и фамилией (Трифон Шекспир Д. Минаев), русская «прописка» иностранного автора (Беранже из Зарядья М. К. Савин).
Многие П. не содержат никаких сведений об их носителях и в то же время лишены какой-либо символики: некоторые вымышленные фамилии (И. Иванов А. С. Пушкин), буквы латинского алфавита N., т. е. Nemo никто, N. N. nomen nescio имя неизвестно, X., Y., Z.), а также типографские обозначения вместо подписи: звездочки, знаки препинания, математические символы, геометрические фигуры. Бывают коллективные П. (Козьма Прутков), иногда с намеком на число авторов (Дваге подпись Горького и журналиста Гусева в «Самарской газете»).
Есть П., возникшие независимо от воли их носителей. Таковы: прозвища (Руставели, т. е. родом из Рустави); П., придуманные не автором, а другими лицами (Скиталец, Б. Н. Полевой); мнимые П. фамилии, поставленные плагиатором или по ошибке редактора под чужими произведениями.
Принятие П. неотъемлемое право всякого автора, и раскрытие П. при жизни его носителя против желания последнего нарушает литературную этику.
Литература:
Масанов И. Ф., Словарь псевдонимов рус. писателей, ученых и обществ. деятелей, т. 14, М., 1956 1960;
Масанов Ю. И., В мире псевдонимов, анонимов и лит. подделок, М., 1963;
Дмитриев В. Г., Скрывшие свое имя , 2 изд., М., 1978.В. Г. Дмитриев.
Литературный энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Под редакцией В. М. Кожевникова, П. А. Николаева. 1987.